Реферат
Психологическое сопровождение спортивно-одарённых детей
Чигирь И.И.инструктор - методист ГБОУ СОШ №22 СП ДЮСШ №1
В спорте, как и в других областях деятельности человека, также существует проблема выявления одарённых детей. Кого считать истинно одарённым ребёнком: чьи показатели выше среднестатистических данных? Или кто регулярно показывает высокие спортивные результаты? И тот, и другой может быть успешен в результате постоянных тренировок, работы над собственными навыками, развития специальных способностей. Но можно ли перечисленные параметры приравнивать к одарённости? Ведь истинная двигательная (физическая) одарённость, проявляемая в спортивной деятельности, раскрывает в себе совокупность высокоразвитых психофизиологических, морфологических и функциональных особенностей человека, отвечающих требованиям спортивной специализации. Все входящие в структуру двигательной (физической) одарённости компоненты должны составлять целостную функциональную систему, взаимодействовать друг с другом. Чем больше этих компонентов имеется у человека, тем он более одарён. Наличие какой-либо одной способности (или даже нескольких способностей) без антропометрических задатков или наличие последних без способностей ещё не делает человека одарённым в физической деятельности.
Согласно «Рабочей концепции одарённости», одарённый ребёнок – это «ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, выдающимися способностями и достижениями в том или ином виде деятельности». Одарённость характеризуется:
1) выдающимися способностями;
2) потенциальными возможностями в достижении результата;
3) уже продемонстрированными достижениями в конкретной области деятельности.
Для одарённых детей свойственна высокая концентрация на интересующем предмете и упорство в достижении результата.
Рассматривая феномен одарённости, возникает проблема раннего выявления одарённых детей. Каковы же ранние признаки проявления физической одарённости? Наиболее часто это – своеобразное сочетание анатомо-морфологических, функциональных, моторных, психофизиологических особенностей человека; хорошо развитая координация всех движений; проявление высоких показателей определённых действий (ребёнок бегает быстрее остальных, прыгает дальше всех без специальной тренировки).
Поэтому в раннем возрасте на развитие способностей ребёнка должны обращать внимание родители, воспитатели ДОУ, учителя. Уже с этого начинается выявление одарённых детей.
В спортивной секции эта функция ложится на тренера-преподавателя. Опытный тренер сразу же замечает отличающиеся от основной массы способности одарённого ребёнка. И здесь основным является своевременное начало и правильная организация работы с одарёнными детьми. Главным при этом считается индивидуальный подход.
Немаловажную роль в вопросах организации работы с одарёнными детьми, их адаптации в коллективе, применения индивидуального подхода имеет работа психолога.
В ДЮСШ целью психологической работы с одарёнными детьми является совершенствование системы работы с одарёнными детьми посредством психологического сопровождения.
Задачи психологического сопровождения:
- Создать условия (благоприятную психологическую атмосферу) для успешной адаптации одарённых детей в коллективе
- Способствовать раскрытию личностного потенциала одарённых детей
- Способствовать актуализации стремления к дальнейшему развитию